No Image

Чем опасно осушенное болото 3 класс ответы

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
15 ноября 2019

Осушение болот происходит по различным причинам, объединяет которые желание получить некую выгоду с той территории, что занимает водоём. Но принимать такое решение необходимо лишь после тщательного взвешивания преимуществ и недостатков, поскольку экологическое равновесие — штука шаткая. А болота играют слишком заметную роль в поддержании этого равновесия, чтобы необдуманно уничтожать их.

Причины осушения болот

    — Освобождение территорий ради получения пахотных земель.

— Упрощение вырубки леса.

  • — Уменьшение риска возникновения пожаров (торф сухой и потому легко воспламеняется).
  • Способы осушения

    Одним из способов осушения болот является создание сети открытых канав. Суть такого способа заключается в том, чтобы прокопать канавы таким образом, чтобы они отводили воду из осушаемой территории. Только такой способ не очень эффективен. Автор фото — Mike Fisher, ссылка на оригинал (фото было изменено).

    Осушение болот при помощи закрытого дренажа, как показывает практика, заметно эффективней. Суть способа заключается в том, что в землю, на глубину около 1 метра, закапывают трубки диаметром от 4 до 20 сантиметров (находятся они в 10-20 метрах друг от друга). С помощью этих трубок происходит отведение и регулирование уровня воды.

    Зачастую используется комбинированный метод, при котором в некоторых местах копаются канавы, а в других — закладываются трубки. Зависит выбор способа от свойств осушаемого водоёма.

    Последствия

      — Уничтожение большого количества пресной воды. Дело в том, что болота являются прекрасными природными фильтрами для очистки воды. Уничтожая болота, мы уничтожаем и эти фильтры. И даже более того, поскольку болота питают многие реки, то осушение болот может привести и к исчезновению рек (или их обмельчанию).

    — Повышение уровня углекислого газа в атмосфере. Болота связывают углерод за счёт образования торфа из полуразложившихся растений. Этот углерод не попадает в атмосферу.

    — Уничтожение растительности, которая произрастает во влажных заболоченных местах: хвойные деревья, морошка, клюква, голубика и другие.

  • — Уничтожение многих представителей фауны, которые зависят от растительности, произрастающей в болотистой местности. А также тех живых существ, которые зависят от особых условий данных мест.
  • Заключение

    Болота играют важную роль в поддержании экологического равновесия, поэтому их осушение может принести больше вреда, чем пользы. Такое, кстати, случалось неоднократно. Радует, что люди признавали свою ошибку и восстанавливали болота.

    Но заболачивание территорий может происходить и на участках, которые уже используются людьми и необходимы им. Например, на дачных участках. И осушение дачного участка едва ли способно привести к экологической проблеме, а потому можно смело осуществлять данную процедуру.

    Торф
    Торф — это полезное ископаемое, которое используется, в основном, для отопления и удобрения земель.

    Зарастание водоёмов
    Одна из естественных причин образования болот — зарастание водоёмов.

    Класс: 3

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: подведение детей к выводу, что болота нужны в природе так же, как и другие водоемы.

    1. Уточнить понятие “болото”, познакомить с животными и растениями болот.

    2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

    3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способствовать экологическому воспитанию обучающихся, воспитывать умении работать в группе.

    Читайте также:  Сухой зеленый горох рецепты

    Тип урока: сообщение новых знаний.

    Оборудование: мультимедийная презентация, путевые листы “Записки юного натуралиста”, листы для работы групп, контрольно-оценочные листы.

    I. Орг.момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовности к уроку. Обучающиеся сидят по группам. Всего 5 групп по 5 человек. 2 человека сидят отдельно – исследователи.

    II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

    — Ребята, на прошлых уроках мы говорили о сообществах. Какие сообщества вы можете назвать? (Лес, луг, сад, поле, водоём)

    — Сегодня мы познакомимся еще с одним сообществом, которое вы назовете, отгадав загадку:

    Все обходят это место:
    Здесь земля – как будто тесто,
    Здесь осока, кочки, мхи,
    Нет опоры для ноги. (Болото) (Слайд 2)

    III. Изучение нового материала.

    1. Введение в тему.

    — Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей)

    — Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. (Слайд 3)

    — Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. (Слайд 4)

    — В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали.

    — Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Болото: осушать или помиловать?” (Запись темы на доске.) А для этого совершим увлекательное путешествие на болото. У каждого из вас есть путевой лист “Записки юного натуралиста”, где вы будете фиксировать результаты нашего путешествия. Сейчас вам предстоит обсудить в группе информацию, которую вы нашли дома, а затем представить самое главное вашим одноклассникам. (В группах происходит обсуждение домашнего задания. Дома нужно было подготовить сообщение о растениях болот: клюкве, чернике, голубике, бруснике, морошке. Каждая группа готовила сообщение про одно растение. Обучающиеся обсуждают найденную информацию, фиксируют главное на общем листе группы. В это время два ученика – исследователи – получают задание найти в энциклопедии информацию о росянке и выпи.

    3. Выступления групп.

    (Слайд 5) Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье.

    У черники (Слайд 6) стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: “В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего”. Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье.

    Голубика (Слайд 7) растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье.

    Брусника (Слайд 8) – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад.

    Морошка (Слайд 9) – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу свежими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен. (Все сведения фиксируются в путевых листах)

    Читайте также:  Выращивание укропа в домашних условиях на продажу

    — Ребята, чем же интересны эти растения? (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие). Запишем в путевых листах.

    — А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры)

    — Но не только ягоды, кустарники, травы растут на болотах, но и другое удивительное растение. Послушаем сообщение исследователей.

    Росянка (Слайд 10) – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.

    — Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается)

    — А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. (Слайд 11)

    Откуда они? (Предположения детей)

    — Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы.

    — А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей)

    — А теперь немного отдохнем.
    На болото мы пойдем,
    Много клюквы наберем –
    Кислой, приятной,
    Очень ароматной.

    V. Знакомство с животными болот.

    — Вспомните, какие классы животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие)

    — Где в природе бывает много животных? (Где много пищи)

    — Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей)

    -Вспомните, какие животные живут на болоте. (Дети вспоминают, опираясь на свой опыт)

    — На болоте живут кулики (Слайд 12), цапли, (Слайд 13) утки, лебеди, иногда заходят лоси (Слайд 14).

    — Запишем этих животных в путевой лист. Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Птицам длинные клювы помогают достать пищу из воды. Все летают, а утки и лебеди – еще и плавают)

    — Живет на болоте интересная птица. О ней нам расскажут исследователи. (Сообщение о выпи.) (Слайд 15)

    Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи.

    — Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки.

    На болоте две подружки –
    Две зеленые лягушки
    Утром рано умывались,
    Полотенцем растирались.

    Лапками топали, лапками хлопали,
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот здоровья в чем секрет,
    Вам, друзья, физкульт — привет!

    VII. Закрепление изученного.

    Читайте также:  Что относится к клубням

    — А сейчас у нас задание “Кто живет на болоте?”. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

    1) “Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.”. (Х.К. Андерсен “Дюймовочка”) (Слайд 16)

    2) “Наш бегемот провалился в болото.

    И ни туда, ни сюда!
    О, если вы не придете,
    Он утонет, утонет в болоте!
    Ох, нелегкая это работа –
    Из болота тащить бегемота…”. (К.И. Чуковский “Телефон”) (Слайд 17)

    3) “А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу”. (Русская народная сказка). (Слайд 18)

    VIII. Итог урока.

    — Посмотрите, что бывает, когда человек вмешивается в природу. Осушенные болота – удручающее зрелище! (Слайды 19, 20)

    Гибнут животные, растения. Возрастает угроза возникновения пожаров от высушенных торфяников.

    — Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: “Болото – осушать или помиловать?” (Слайд 21)

    Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.) (Нужно нажать на “осушать”, а затем на “помиловать”). Отметьте свой ответ в путевом листе. Что же вы выбрали? (Анализ ответов детей)

    — Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило?

    — Оцените работу своей группы в контрольно-оценочном листе. (Анализ работы каждой группы)

    — Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен.

    Список использованной литературы

    1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана – Граф, 2006.

    2. Газета Начальная школа. – №20, 2007 г. – с.3-5.

    3. Саплина Е.В. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1. – М.: Дрофа, 2010.

    Путевой лист “Записки юного натуралиста” (Приложение)

    Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под земной поверхностью, и его крайне трудно потушить. Пожары на торфяниках могут продолжаться многие месяцы.

    Другие вопросы из категории

    году между москвой и екатеринбургом была проложена железная дорога? 3) в 1825 году жители твери ездили в петербург и москву по железной дороге?Помогите нужно срочно.Отблагодарю.Умоляю помогите!

    2.Самый южный материк?
    3.В этой местности смешались все растения(южные и северные).
    4.Где есть птичьи базары?
    5.Лишнее растение?
    Мох,можжевельник,лишайник или папоротник??
    Помогите плиз даю 20 баллов!!

    Читайте также

    А)молодые люди громко включили музыку ночью во дворе
    Б)два подростка угнали чужой автомобиль
    В)компания подростков затеяла драку на улице

    2.Какую выгоду получили древние люди,научившись использовать огонь.
    3.Чем уголь лучше дров?Почему именно его используют при выплавке чугуна?
    4.Чем нефть лучше угля?Почему именно из неё получают топливо для двигателя внутреннего сгорания?
    5.Чем природный газ лучше нефтепродуктов?Почему именно его используют как топливо для обогрева квартир и приготовления пищи?

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Adblock detector