Мебель из папье маше по английской технологии

Наверное, не будет ошибкой заявление, что никто не воспринимает папье-маше, как серьёзный материал. Первое, что приходит в голову при упоминании его – это новогодние маски старых времён, в лучшем случае уроки труда в начальных классах.

Но если копнуться в глубине истории, то обнаружим, что этот «несерьёзный» материал известен с давних времён и использовался не только для развлекательных целей. Из папье-маше в разные времена изготавливали практически всё – начиная от вооружения, заканчивая красивейшей мебелью.

Удивлены? Что ж, чтобы не быть голословными, давайте совершим небольшое путешествие по временам, проследим стадии развития папье-маше.

История папье-маше

Несмотря на своё явно французское название (papier mâché – жёваная бумага), папье-маше начало развиваться далеко на Востоке – в Китае. До нашего времени сохранились детали вооружения, датированные 2-м веком нашей эры.

Считается, что бумажные доспехи изобрёл в танский период некий Шан Суйдин. Во времена династии Сун их официально признали как дешёвую, но практичную форму защиты. В 1040 г. командование войск, остановившихся в Гуаннане и Хуэйнане в провинции Аньгоу, велело изготовить около тридцати тысяч комплектов бумажных доспехов и затем распределить среди гарнизонов. Обе упомянутые местности славились своим производством бумаги.

Постепенно этот необычный материал стал перемещаться в другие страны. Относительно широкое применение он получил в Японии и Персии. Правда, в отличие от китайцев папье-маше там использовали для изготовления ритуальных масок.

В Европе технология папье-маше стала применяться в XVII веке во Франции, где она и получила своё привычное нам название. Далее – Англия, Америка и другие страны. Первоначально во Франции и Англии папье-маше применяли для изготовления кукол.

Затем промышленники стали разрабатывать собственные технологии, позволившие расширить область применения материала. Например, Генри Клей получал лакированные изделия путём дозапекания склеенных заготовок в специальной печи. Теодор Дженнес запатентовал технологию формовки под давлением. В обоих случаях продукция получала прочность выше, чем у дерева. Из папье-маше стали делать всё – декоративные изделия, заменяющие дорогостоящую деревянную резьбу, лепнину для украшения помещений и даже мебель.

В XIX веке изделия из папье-маше были очень распространёнными и модными. Первоначально их заказывала часть населения, желающая иметь красивые, но недорогие вещи. Впоследствии эта волна захватила и обеспеченных людей.

Мебель, выпускаемая в те времена, имела явно восточный оттенок – покрывалась чёрным лаком, богато расписывалась и инкрустировалась перламутром.

Также с помощью вышеуказанных технологий выпускалась мебель, покрытая имитацией богатейшей резьбы – т. н. стиль «бозарт». Правда, это направление продержалось недолго, в основном из-за спада интереса к резной мебели.

Технология изготовления мебели и украшений

Мебель

Сразу начнём с того, что ни одна технология не позволит получить полноценную мебель из папье-маше без крепкого основания. Поэтому первое, что необходимо изготовить – это деревянный или металлический каркас. Деревянный даже предпочтительнее, т. к. слои бумаги будут приклеиваться к нему гораздо лучше.

Все украшения, имитирующие резьбу, получаются путём прессования в заготовленных формах. Раньше их изготавливали из гипса, сегодня можно применить силиконовый герметик.

Дно формы смазывается маслом, чтобы масса не прилипала к ней, прокладываются проволочные скрепки (клячи), на которые декорации крепятся к основе. Далее начинается набивка. Заготовленную заранее мастику плотно вбивают в форму, для крупных деталей применяется армирование марлей. Полностью мастика высыхает за 1-5 суток, при этом давая усадку 6-8%. Это необходимо учитывать при лепке. Полностью просохшие детали извлекаются из форм, подрезаются и крепятся на основу.

Для придания законченности и скрепления декоративных деталей друг с другом производится дополнительное заполнение пустот на каркасе.

После полного просыхания массы папье-маше шлифуют наждачной бумагой, по необходимости добавляя или подрезая мастику. По окончании подготовительных работ можно декорировать полученное изделие – покраска, роспись, инкрустация и т. д.

Имитация лепнины для интерьера

Всем известно, что лепные украшения для стен и потолка придают особый стиль всему помещению. Но такие интерьерные декорации стоят довольно дорого и не каждый сумеет их изготовить.

Здесь на помощь приходит уже знакомый нам материал – папье-маше. Декоративные украшения, выполненные из него, имеют ряд преимуществ перед традиционным гипсом:

меньше деформируются под влиянием времени;

весят намного меньше, что упрощает их крепление к основе;

не требуют для изготовления дорогих материалов.

Несмотря на кажущуюся простоту работа с папье-маше требует чёткого соблюдения технологии превращения рваной бумаги в прекрасное ажурное изделие. Познакомимся с ней поближе.

Ни одно украшение из папье-маше невозможно выполнить без формы. Формы изготавливаются по заранее подготовленным моделям. Модели удобнее всего лепить из глины. Сначала вылепливается общая форма модели, далее прорабатывается стеками до получения необходимого внешнего вида.

После полной просушки модели её дорабатывают шлифованием и приступают к изготовлению формы. По традиции для получения формы используют гипс, но сейчас доступны различные синтетические материалы, например, силикон или полиуретан.

Покрывают модель слоем масла (чтобы гипс не прилипал к модели), начинают плотно облепливать гипсом глиняную модель. Полученную форму после полной просушки аккуратно снимают с модели, по необходимости дорабатывают.

Далее начинается процесс получения декоративного изделия из папье-маше. Существуют два способа – маширование (многослойная оклейка) и заполнение бумажной массой. Внутреннюю часть формы смазывают маслом, начинают заполнять её бумагой.

Маширование – рваные листочки бумаги промазывают клеем с одной стороны и выкладывают внутри формы, плотно прижимая к стенкам. Обязательно надо следить за тем, чтобы листки перехлёстывали друг друга. После 3-4 слоёв бумаги выкладывается слой мешковины и так до полного заполнения формы.

Заполнение мастикой – бумажную массу доводят до консистенции густого гипса. Заполняют ей форму, плотно прижимая к стенкам. Выкладывать сразу толстый слой нельзя – потрескается.

Далее следует очень важный этап – сушка полученного изделия. Есть два способа – в сушилке или при помощи горячего песка. Первый вариант подразумевает помещение заполненной формы в сушильную камеру с температурой 40°С, второй – засыпка формы разогретым до 250°-300°С песком (его придётся менять два-три раза).

После полной просушки изделие извлекается из формы, шлифуется, покрывается слоем грунта. Оно готово к финальным отделочным работам.

Рецепты приготовления папье-маше для различных целей

Поскольку работа с папье-маше выполняется различными способами – скульптурным, формовочным и другими, за многие годы разработано множество рецептов приготовления бумажной массы. Познакомимся вкратце с основными из них.

Мастика консистенции гипса

столярный клей сухой 0,5 кг;

тонкая бумага 0,25 кг;

олифа натуральная 0,1 кг;

мел тонкосеянный 3-4 кг.

В воде размачивают клей, варят его на пару или в водяной бане. Клей не должен содержать комков и сгустков.

Замачивают рваные кусочки бумаги в воде, кипятят не менее 1 часа. Полученную массу остужают до температуры, не обжигающей руки, перетирают в сплошную смесь. Бумажную массу крепко отжимают через марлю, смешивают с горячим клеем, добавляют олифу с толчённой канифолью и кипятят до полного растворения канифоли. Необходимо следить, чтобы не было подгораний. Массу охлаждают.

На стол насыпается мел, в который выкладывается получившаяся масса. Начинают перемешивать сначала палочкой, затем руками. Необходимо уметь определять необходимую консистенцию.

Данная мастика используется при скульптурной технологии и при заполнении форм.

Листовая мастика

столярный клей 0,35 кг;

бумага газетная 0,05 кг;

мел тонкосеянный 3 кг.

Клей расплавляют в воде, добавляют в него приготовленную бумажную массу, мел. Всё перемешивается в однородную массу сначала палочкой, затем руками. Тесто, полученное в процессе приготовления, выкладывают на стол и раскатывают на листы толщиной 3-4 мм.

Из полученных листов отминают изделия в прямых или обратных формах.

Современный рецепт

серая туалетная бумага 2 рулона;

жидкий клей ПВА 0,5 кг;

льняное масло 3 ст. ложки;

Измельчаем туалетную бумагу, замачиваем в воде. Необходимо проследить, чтобы не осталось сухих фрагментов бумаги. Через 24 часа отжимаем бумажную массу через марлю.

Добавляем в отжатую массу клей ПВА и начинаем перемешивать. Чтобы перемешивание происходило более эффективно, добавлять клей лучше частями по 100 г.

Добавляем льняное масло и также тщательно перемешиваем. Масло придаёт мастике повышенную пластичность.

Полученную мастику можно использовать при лепке скульптурным способом и для формования декоративных изделий. Соединяются отдельные детали при помощи ПВА «Момент Столяр».

Современные образцы бумажной мебели

Сегодня интерес к мебели из папье-маше вновь находится на своём пике. Изготавливают её различными способами, придавая иногда совершенно неожиданный внешний вид.

Познакомимся с двумя лидерами изготовления мебели из «жёваной бумаги» — Studio Job и Philipp Aduatz.

Коллекции Studio Job

Дизайнеров Джоба Смитса и Нинке Тунагель считают главными провокаторами нашего времени в мебельном производстве. Уже более 10 лет они задают тон всему голландскому дизайну.

В 2005 году для фабрики Moooi ими была разработана коллекция мебели Paper Collection. Для её изготовления понадобились только бумага и древесина для каркасов. Выкрашены все изделия были в белый цвет. Белый, как лист бумаги.

В 2009 году бумагу раскрасили в 23 цвета палитры RAL.

В 2013 году коллекция Paper Collection превращается в Paper Patchwork Collection – все изделия как бы сшиты из разноцветных лоскутков. Но основой остаётся та же бумага.

Необычные работы Philipp Aduatz

В 2014 году на Milan Design Week была представлена уникальная коллекция мебели, выполненная австрийским дизайнером Филиппом Адуатцем (Philipp Aduatz). Для изготовления её дизайнер брал потерявшую ценность старую мебель, удалял практически всё, кроме каркаса.

Для придания необходимой формы каркасы облеплялись бумажной мастикой. В итоге получалось изделие, как бы вылепленное ребёнком из пластилина. Полировались только спинки, сиденья у стульев, табуретов и некоторые части настольной лампы.

Сам дизайнер утверждал, что выполняя мебель в таком стиле, он хотел провести параллель с человеческим миром. Что за невзрачной внешностью часто скрывается душевная доброта, чистота и сердечность.

Заключение

Несмотря на своё древнее происхождение, технология изготовления мебели и декоративных изделий из папье-маше сегодня воспринимается как современный стиль. Как видите, из этого материала можно изготавливать мебель в любом стиле, начиная от строгой классики кончая сложнейшим «бозартом» с богатой резьбой.

Современные инструменты и материалы намного облегчают технологию приготовления бумажной мастики. Единственное, что осталось неизменным – аккуратность и требование к соблюдению всех пунктов технологического процесса.

  • Мебель в Древней Греции
  • Мебель в Древнем Египте
  • Андре-Шарль Буль: мебельщик Людовика XIV
  • Столик, стулик и полки.

    Начну со стула. Объект был обнаружен у помойки вот в таком виде. Понравилось его сиденье с пружинами — полукресло.

    Были такие зеркала в овальных металических рамах (фото не сохранилось, но по спинке стула видно эту раму). Снимаем с неё форму силиконовым герметиком (продаётся в любом хозмагазине).
    Форма получится гибкая, чтобы не болталась, ещё при снятии нужно сделать твёрдую подложку из гипса.

    Примерно так — разные формочки. принцип тот же.
    В форму набивается папье маше.
    В большую форму для спинки стула нужно проложить арматуру из проволоки. После набивки форма переворачивается, снимается гипсовый каркас и аккуратно снимается силикон. Деталь готова. Пусть сохнет.

    Готовые детали "навешиваем" на стул (спинку прикрутить саморезами, остальное можно зафиксировать гвоздиками). Внимание! с папье на ПВА — этого не получится.
    Чтобы всё это слить воедино, облепливаем папье-маше.

    На ножках — половинки от формы. Пока папье сырое, его можно раздвинуть по размеру.
    Спинка — двойная. т.е. оттиски из формы склеены вместе.

    После того как всё просохнет можно декорировать, как душе угодно.

    Набивка сиденья — любая т.к. там пружины.
    Стул используется по назначению, на нём сидят.

    Мелкие деталюшки — ангелочки, отлиты из смолы.

    Столик.
    Тут сложнее. Заготовки к "столикам" в мусор не выкидывают.
    Берётся лобзик, лист фанеры 3 мм. и альбом по выпиливанию (скачать из интернета — есть очень хорошие альбомы 50-х годов (современные — импортные, лично мне не нравятся)).
    Рисунки (выкройки) я взял произвольно. Т.е. подобрал углы, увеличил до нужного размера в фотошопе и распечатал на принтере. Крышка столика это подложка под отрывной календарь, только сильно увеличенная.
    Ножка — просто круглая палка.
    На фото стол — кверху ногами. Нужно облепить заготовку папье-маше — придать объём. Так как фанерка тонкая, а папье при высыхании сильно ведёт, нужно фиксировать детали т.е. соединить их между собой дополнительно. Вверху и внизу проволока по кругу, не даёт уголкам коробиться.

    Вместо "календаря" вставил зеркало.

    Опять же декорировать можно как угодно.
    Вещь получилась крепкая и в быту пригодилась, как подставка под телефон.

    Полка угловая.
    Принцип тот же. Находим или придумываем нужную выкройку, далее — лобзик и фанера.
    Мне попался винный ящик, очень хороший материал, гладенькие досочки толщиной 10 мм. — выпилил из них несколько деталей.

    Далее сборка и как со столиком — лепка объёма из папье маше.

    Мелкая "резьба" опять же из смолы. Нужно поймать момент, когда смола ещё не схватилась, но уже не тёчёт. Пока смола гибкая — примет любую форму, если передержать — лопнет на изгибе.

    Ещё угловая полка.
    Принцип тот же. Боковушки из оргалита (двп). Их повело, но на удивление так как нужно т.е немножко изогнуло вверху — симетрично.

    Всегда лежало 5-6 книг не тонких. в общем, штука крепкая.

    Более попыток наваять что — либо при помощи лобзика не было.
    (вру — часы ещё напилил, но уже без папье-маше)

    Мебель из папье-маше.

    2-я часть — Столик

    3-я часть — Полки

    Если что-то не понятно — спрашивайте, не стесняйтесь.

    Отвечу на все вопросы.

    Шедевр! Браво Мастеру! Неописуемый восторг.

    Вы гений! Стул из дворца как в" 12-и стульх", даже лучше.Бесподобно!

    Теперь буду нызывать: "Стул имени Кисы Воробьянинова".

    По описанию ничего не поняла, но то что вижу шедевры, это класс.

    Если что-то не понятно — спрашивайте, не стесняйтесь.

    Красота то какая!

    Мебель получилась ОООООчень красивая

    Человеку 1540 года из 2013 "большой респект и уважуха" — очень серьезный подход к делу и оформление и облагораживание всех предметов. ООО чень понравились все Ваши работы — Вы такой Мастер — Фломастер- Затейник — приятно наблюдать за Вашим творчеством и жду еще всякого- разного . Да, и кстати с вселением Вас.

    Это специально рама для зеркала покупалась для формы или в доме "завалялось"? Шикарно получилось! неужто, не обкрашиваются завитушки со стула, когда сидишь? Впрочем, такой стул и только для красоты можно держать)) Надо же такое придумать! Шикарно!

    Рама для зеркала "подобралась" там же где и сломанный стул.

    В данный момент сведениями о судьбе рамы не располагаю. осталась только форма от неё.

    Завитушки не "обкрашиваются". Папье очень прочный материал, можно обрабатывать, как дерево т.е. сверлить, пилить, забивать в него гвозди.

    Видимо, у Вас город)) Я поверю вам на слово по поводу прочности) Я с папье-маше не работаю почти, так, коробочку обклеить и т.п.)) Но Ваши работы с удовольствием смотрю и хомячу на будущее 😉

    Господи, какой Вы МАСТЕР с большой буквы! Восхитительные работы!

    Милорд. да, по рождению не заслуживаете такого звания, но по творениям. позвольте плебейское ВАУ.

    вау, какая роскошь. Руки у вас растут из нужного места и фантазия на высоте)))
    Мои восхищения мастеру.

    Я просто в шоке. Вот это, да. Какое чудо, красота. Низкий поклон вашему таланту и мастерству. Потрясающая работа. . Немного непонятно про подложку из гипса, как она делается. Силикон выкладывается на рельеф, а дальше.

    Гипс выкладваете поверх силикона (именно "выкладывайте" можно небольшими порциями в момент загустения, если форма сложная и большая, иначе он утечёт, если ф.маленькая просто сделать барьер и залить гипсом). Незабыть проложить гипс проволокой.

    Спасибо за ответ. Возможно и решусь на что то подобное.

    "Внимание! с папье на ПВА — этого не получится."

    А каков Ваш рецепт папье-маше?

    ЗЫ. Всё, нашлось в вашем Дон Кихоте, вопрос снимается 🙂

    Для приготовления массы лучше всего подойдёт самая дешёвая туалетная бумага (можно испльзовать упаковки из под яиц, но там "зерно" крупнее на выходе). Столярный клей (лучше в гранулах) топим на водяной бане — горячий выливаем в большую ёмкость — туда же разматываем бумагу. Газеты не годятся, все эти рассказы про "варку" и пропускание через мясорубку — ерунда. Ничего там не сварится и не прокрутится — лично мясорубку сломал. Далее — добавляем в массу гипс, можно муку (но с мукой масса хранится хуже). Гипс заберёт на себя лишнюю влагу. Столярный клей не даёт гипсу схватиться (не путать с алебастром!) На выходе — тщательно перемешанная масса не должна быть водянистой. Сразу в дело лучше не пускать — разделить на брикеты по 1 — 1,2 кг и положить в холодильник на сутки. Отлежится — станет как не жирный пластелин. С гипсом или мелом к рукам не прилипает. Лепить обязательно на каркас или форму — без каркаса будет коробить и трескаться. Наносить слоями 5-8 мм — чем толще слой, тем дольше сохнет. Мелкие детали дорабатывать пастой для лепки и отливками из эпоксидной смолы.

    Для длительного хранения добавить хорошую порцию соли и влить пару столовых ложек уксуса.

    Для очень длительного хранения — кинуть в морозильник.

    Браво-брависсимо!Это надо же так преобразить стул!Я в эмоциональном шоке!Вы настоящий Мастер!

    Красота неимоверная. Не знаю, смогу ли я повторить подобное, но МК сохранила с радостью, а вдруг.

    Попытка — не пытка. Что-то да получится.

    Всегда восхищаюсь такими людьми, у кого руки золотые. Да так выдержано в одном стиле, класс.

    Преклоняюсь перед вашим мастерством!

    Вы- Мастер с большой буквы! Рукодельниц-много,а вот "рукодельников"- совсем ,практически нету.

    Знаете, я брожу в шоке по вашему блогу. И похоже, сегодня, засижусь за полночь. В Дон Кихоте, дрожащей рукой списала рецепт папье- маше (сама не знаю для чего) Я так отродясь не сделаю. А есть ли в Москве выставка ваших работ? Ой, мама родная, чокнуться можно. Немедленно в Избранные авторы!

    Нет в Москве выставок моих работ. У меня их не так много чтобы выставляться, не занимаюсь этим профессионально.

    Хочу улучшить рецепт и попробовать добавить микрокальцит, но не могу купить. Т.е. он продаётся но от 1 тонны.

    ,ну вы просто кудесник,такую мебель забабахали,прям стиль борокко

    Вы, Владимир, не даете опомниться от прежних работ, а здесь еще новинки! Не передохнуть! Обожаю такой стиль. Сейчас, кроме фарфоровых фигурок у старушек, покупаю старую мебель 60-х годов и старше. Пара экземпляров (уже купила) лет этак за 100 будет. Покупаю дешево (не более 20-25 долларов за шт), дорого не беру. Хотя попадались просто великолепные вещи по 400-500 долларов. Зимой буду реставрировать. Впервые. Ваши идеи пригодятся. Спасибо!

    О том, как можно возвести стены дома на дачном участке с минимальными финансовыми вложениями, уже было несколько статей. Например, эксперты предлагают использовать в строительстве эко-кирпичи из пластиковых бутылок, земли и самана. А эта статья будет посвящена изготовлению материала, заменяющего дерево.

    Доски из бумаги – дешево и сердито!

    Деревянные доски нужны для многого. Из них в домах настилают полы и потолки, изготавливают двери, косяки и рамы, делают мебель. Но стоит такой стройматериал недешево.

    Оказывается, заменой дереву прекрасно служит папье-маше или, в переводе с французского, «жеваная бумага». Удивительно! Да и разве бумажные доски могут сравниться в прочности с натуральным деревом?

    На самом деле стройматериал из папье-маше:

    • обладает меньшим весом;
    • не даёт трещин при креплении досок гвоздями или саморезами;
    • не коробится от солнца и воды;
    • противостоит сколам;
    • лакокрасочные покрытия используется экономичнее;
    • не скрипит.

    Папье-маше послойно

    Большинству людей знаком способ наклеивания бумажных клочков слоями. Таким способом можно изготовить не только мелкие предметы, но и дверные косяки или сиденья для табуретов. Но всё-таки этот способ достаточно трудоёмок, чтобы воспользоваться им для изготовления необходимого стройматериала при строительстве жилья в полном объёме.

    Хотя очень красивый и прочный пол получается при склеивании таким образом кусков крафт-бумаги клеем ПВА. Этим способом можно обновить старый пол.

    Если же жильё строится с нуля, то и тут есть вариант. Реально получить прочный и красивый пол, если первый слой крафт-бумаги наложить на металлическую сетку, уложенную прямо на землю.

    Сверху такой пол покрывают морилкой и лаком. Хотя можно использовать краску либо покрыть его только лаком.

    Стройматериал из бумажной массы

    Этот способ основывается на отливке деталей из кашицы, приготовленной на основе бумаги. Раньше эту массу делали исключительно из основы. Бумагу размачивали, растирали, а из полученной кашицы прессовали изделие.

    Сегодня мастера предлагают добавлять в состав папье-маше кроме клеевого компонента гипс, меловой порошок, цемент, просеянную древесную золу. Эти ингредиенты повышают прочность деталей.

    При смешивании бумажной массы с веществами, противодействующими влиянию воды, или покрытие таковыми готовых предметов можно изготовить из папье-маше непромокаемые изделия.

    При необходимости создать огнеупорный материал используют канцелярский клей, который имеет второе название – «жидкое стекло».

    Папье-маше по Винцеру

    Этот способ появился очень давно. Но лишь недавно его «открыли» заново. Использовать для изготовления досок из папье-маше можно любую макулатуру: газеты, картон, лотки из-под яиц, тетради и тому подобное.

    Всё это измельчают и заливают водой.

    Периодическое помешивание и нагревание массы ускоряет процесс размокания макулатуры.

    Затем массу отжимают и хорошо растирают в ступке – так написано в рецептуре. Но сегодня мастера предпочитают использовать на данном этапе для уменьшения трудозатрат мясорубку или блендер.

    Хорошо отжав массу через полотняную ткань, комки высушивают на открытом воздухе либо в духовке.

    Затем их рекомендуется вторично измельчить, натерев на кухонной тёрке. Хлопья должны на ощупь напоминать хлопок.

    Теперь в массу добавляют небольшими порциями клеевую основу, например, мучной клейстер, и замешивают «тесто».

    Разложив эту массу на столе бубликом, в середину насыпают просеянную золу твёрдых пород дерева. Причём наполнителя нужно взять в три раза больше, нежели получилось бумажной смеси. Золу смачивают водой, и всё это снова тщательно вымешивают руками.

    Винцер советует ещё раз растереть массу в ступке, а затем сразу начать использовать папье-маше. В некоторых случаях можно сохранить материал, сложив его в стеклянные банки с плотно пригнанными крышкам. Посуду с массой хранят в прохладном месте, куда не проникают солнечные лучи.

    Доски из папье-маше

    Удобнее всего изготавливать стройматериал при помощи отливки в формах. Для лучшего изъятия дно и стены формы выстилают сухими газетами или полиэтиленом. После заполнения формы нужно хорошо сверху прижать массу, чтобы внутри не было воздушных пустот. Лишнюю выступившую жидкость убирают. Затем заготовку вынимают и оставляют сохнуть. Процесс этот напоминает изготовление песочных куличиков.

    Не следует сушить доски из папье-маше методом нагрева, так как это может способствовать образованию трещин в заготовке. Если же такое произошло, трещины повторно замазывают массой и ещё раз просушивают.

    Неровности после высыхания легко убираются наждаком или напильником. Доска легко сверлится, пилится, сбивается гвоздями. Любой тип лакокрасочного покрытия держится на ней прекрасно.

    При изготовлении пола из этой массы можно сразу же накладывать её на металлическую сетку, застеленную картоном. Это ускорит процесс. Но сверху ещё влажную массу требуется тщательно выровнять прессованием чем-то гладким. Убирают пресс до того, как масса высохнет.

    Каменные стены из папье-маше — видео

    Оцените статью
    Все об отдыхе в Турции
    Добавить комментарий