Клубень — это часть растения, которая является его видоизмененным органом. Он необходим организму для выполнения дополнительных функций. Особенности его строения и разновидности клубней различного происхождения будут подробно рассмотрены в данной статье.
- Цель видоизменений
- Видоизменения побега
- Строение клубня
- Корневой клубень
- Функции
- Ход урока
- I. Организационный момент. 1 мин
- II.
- III. Изучение нового материала – организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся по решению учебных задач. (30 мин)
- IV. Закрепление материала. 5 мин
- V. Рефлексия.
- VI. Оценка деятельности на уроке. 1 мин
- VII. Домашнее задание. 1 мин
- Корень + стебель
- Видоизмененный побег
- Видоизмененный лист
- Тесты
Цель видоизменений
Подземным и надземным органами растений являются, соответственно, корень и побег. Эти вегетативные части служат для воздушного и почвенного питания, а также для бесполого размножения. Но в определенных условиях для процесса адаптации и повышения жизнеспособности необходимы дополнительные функции. Для данных целей и нужны видоизменения. Клубень — это яркий пример одного из них.
Хорошим примером видоизменения подземного органа растений являются корнеплоды. Они образуются у моркови, свеклы, редиса, редьки. Это утолщение главного корня, в котором запасаются вода и питательные вещества. Человек использует их в пищу и как кормовые культуры.
Видоизменения побега
Клубень и корневище являются видоизменениями надземных органов. Ничего удивительного в этом нет. Несмотря на расположение под землей, в своем строении они имеют все части побега. Их примерами являются клубни, луковицы, корневища, усики и усы. Каждый из них имеет свои особенности строения, обусловливающие их функции. Например, усы клубники необходимы для вегетативного размножения этого растения. Несмотря на то что она образует цветы и семена, данный способ является наиболее существенным. А вот усы винограда нужны для прикрепления его плетей к опоре.
Луковица порея или чеснока состоит из плоского стебля, который называется донцем. К нему прикрепляются придаточные корни. Они растут пучком. Это типичное строение для мочковатой корневой системы. На донце также находятся почки и несколько видов листьев. Одни из них сочные и мясистые. Они запасают воду и питательные вещества. Другие сухие и плотные, служащие дополнительной защитой от механических повреждений и чрезмерной транспирации. Из почек, расположенных на донце, периодически вырастают молодые зеленые листья. Их принято называть зеленым луком. Все перечисленные черты строения еще раз доказывают, что луковица является видоизменением побега.
Строение клубня
Следующим примером видоизменения надземных органов является клубень. Он характерен для картофеля, топинамбура, кольраби. Клубень — это результат утолщений междоузлий стебля, который может быть как под-, так и надземным.
Его основой является утолщенный стебель, богатый крахмалом и другими веществами. От неблагоприятных условий окружающей среды его защищает кора. Именно ее мы счищаем, когда использует картофель для приготовления пищи. На утолщенном стеблевом клубне картофеля находятся и почки. Они называются глазками. С их помощью осуществляется вегетативное размножение этого растения. Весной из почек появляются молодые побеги, которые формируют куст и новые клубни.
Корневой клубень
Не только побеги способны образовать клубни. Подземная часть растения тоже не является исключением. Так, корневой клубень характерен для георгина, батата и чистяка. Он представляет собой не что иное, как утолщение придаточных составных частей мочковатой корневой системы. Несмотря на разное происхождение и расположение, такие видоизменения выполняют абсолютно одинаковые функции.
Функции
Основным предназначением как стеблевых, так и корневых клубней является запасание воды с растворенными в ней питательными минеральными и органическими веществами. Всем известно, как богат крахмалом картофель. Именно в его клубнях, в клетках запасающей основной ткани находятся пластиды лейкопласты, содержащие углеводы. В таком виде растения, обладающие данными изменениями, без труда переносят неблагоприятные условия, переживая их под землей.
Другой важнейшей функцией этого видоизменения является осуществление вегетативного размножения. Чтобы вырастить картофель, достаточно разрезать клубень на несколько частей, каждая из которых должна иметь почки — глазки, и посадить их в землю. Это растение имеет плоды, способные образовать семена. Но количество их невелико. Поскольку картофель имеет важное хозяйственное значение, ученые-селекционеры предпринимали попытки вывести новые сорта с большим количеством семян. Но вегетативный способ размножения при помощи клубней оказался более продуктивным.
Поскольку клубень — это кладезь питательных веществ, такие видоизмененные элементы используются в пищу. А топинамбур способен при постоянном употреблении снизить уровень глюкозы в крови. Медики рекомендуют его людям, страдающим сахарным диабетом. Употребление картофеля обеспечивает организм не только необходимым суточным содержанием углеводов, но и ценными микроэлементами, например, фосфором и калием.
Таким образом, клубни представляют собой видоизменения побега или корня и служат для запаса питательных веществ, вегетативного размножения. Они имеют важное продовольственное и хозяйственное значение.
Разделы: Биология
Класс: 6
Образовательные задачи: знакомство учащихся с видоизменёнными подземными побегами, их биологическим значением; формирование исследовательских умений; формирование навыков продуктивного общения обучающихся в процессе осуществления учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемный, поисково-исследовательский.
На предыдущем уроке учащимся было дано д/з повторить понятия: видоизменённые корни, побег, пазуха листа; обнаружение крахмала (с помощью йода).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование
I. Организационный момент. 1 мин
II.
Создание проблемной ситуации, постановка учебных задач. 5 мин
На магнитной доске из карточек с названиями растений и видоизменённых подземных органов составляет схему 1– 11 (Приложение 1)
2) Задаёт вопросы по схеме.
– Видоизменением какого органа является корнеплод? (видоизменением корня). Какие признаки характерны для корнеплодов?
– Видоизменением какого органа являются клубень картофеля и луковица лука? (Если учащиеся выдвигают предположение, что это тоже корнеплоды, то задаётся вопрос: когда мы изучали корнеплоды среди растений, которые их имеют, назывались ли картофель и лук?)
– растение свекла, название видоизменённого органа свеклы – корнеплод;
– растение морковь, … – корнеплод;
– растение редька, … – корнеплод;
– растение картофель, …. клубень;
– растение репчатый лук, … луковица.
2) Отвечают на вопросы учителя по схеме.
3. Возникает проблемная ситуация: видоизменением какого органа являются клубень картофеля и луковица репчатого лука?
III. Изучение нового материала – организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся по решению учебных задач. (30 мин)
1. Узнать, видоизменением какого органа являются клубень картофеля и луковица репчатого лука.
2. Выяснить, для чего у растений образуются видоизменённые подземные органы.
– определение объекта исследования;
– определение предмета исследования;
– формулирование цели Л.р. (учебная задача урока № 1),
– задачи (шаги по достижению цели)
- Рассмотреть …
- Узнать …
- Сделать вывод …
– выдвижение гипотезы (сокращённо записывает на доске)
Объект
– клубень картофеля и луковица лука;
Предмет – строение клубня картофеля и луковицы лука
Формулируют цель л.р.
Работа с инструктивной карточкой
Гипотеза:
если клубень картофеля и луковица лука являются видоизменёнными подземными побегами, то они должны иметь стебель, литья и почки.
– инструктивная карточка к Л.Р. № 1; чашка Петри, ? луковицы репчатого лука, пинцет, лупа
– инструктивная карточка к Л.р. № 2; чашка Петри, целый клубень и ? клубня картофеля, пинцет, лупа
Учитель: “Частями какого органа являются выделенные элементы? (Приложение 4). Какой вывод сделан вами по результатам лабораторных работ?
Поднимите руки, кто эти же части подписал на рисунках и сделал аналогичный вывод (контроль усвоения изученного материала)”
Выборочно выставляет отметки за выполнение Л.р.
2-3 уч-ся зачитывают выводы.
– найдите в тексте параграфа как называется данный видоизменённый подземный побег (корневище)
– заполните схему “Видоизменённые подземные побеги” (Приложение 5)
Работают с текстом учебника
Работают в тетради по заполнению схемы
1. Все ли растения имеют видоизменённые подземные побеги?
2. Чем можно объяснить их образование у некоторых растений? (обратить внимание на жизненную форму растений и продолжительность их жизни; наводящий вопрос: Что происходит с травянистыми многолетними растениями осенью?)
3. В связи с чем части побега, развивающегося в почве, претерпевают видоизменения?
4. Зачем растениям нужен запас питательных веществ?
5. Сделайте вывод о биологическом значении видоизменённых подземных побегов.
Делают вывод о биологическом значении видоизменённых подземных побегов.
Записывают вывод в тетрадь.
Учитель: “Давайте выясним, а какие же запасные питательные вещества откладываются, например, в клубне картофеля”
Демонстрирует опыт: на срез клубня картофеля наносит каплю слабого раствора йода.
– Что вы наблюдаете?
– О наличии какого вещества в клубне картофеля свидетельствует изменение окраски раствора йода?
Учитель: “Где питательные вещества, отложенные в видоизменённых подземных побегах, образовались и как они попали в видоизменённые подземные побеги, мы рассмотрим в теме “Передвижение веществ в растении””
Рассказывают о наблюдаемых изменениях.
Получают информацию о неполноте знаний по теме и перспективах их получения в дальнейшем.
IV. Закрепление материала. 5 мин
1) клубень, корневище, корнеплод, луковица;
2) редис, чеснок, морковь, репа;
3) донце, глазки, бровки, столон.
– решить “смысловые пропорции”
1) донце : стебель = чешуи : …;
2) бровки : рубцы от листьев = … : почки;
3) ирис : корневище = … : клубень.
V. Рефлексия.
2 мин
– Какие учебные задачи были поставлены нами вначале урока?
– К какому выводу вы пришли, изучив строение видоизменённых подземных органов картофеля и лука?
2. Предлагает учащимся высказать своё мнение о способах решения учебных задач; что понравилось при проведении исследования; что вызвало затруднение.
Высказывают своё мнение
VI. Оценка деятельности на уроке. 1 мин
Выставляет отметки за работу на уроке.
VII. Домашнее задание. 1 мин
1. Параграф учебника.
2. Творческое задание:
– составить мини-кроссворд с ключевым словом: “Клубень” или “Луковица” (в зависимости от выполнения Л.р.: тот кто исследовал луковицу – составляет кроссворд с ключевым словом “Клубень” и наоборот)
– дополнительное творческое задание (выполняется по желанию): составить задания для биологической разминки (“исключить лишнее”, “смысловые пропорции” и др.).
Литература:
Корнеклубень, он же корневой клубень (георгин) – утолщенный корень, запасающий питательные вещества.
Корень + стебель
Корнеплод (свекла, морковь, редис) – запасающий орган, состоящий из корня и стебля.
Видоизмененный побег
Корневище (пырей) – видоизмененный побег, имеет почки и чешуйки – остатки листьев. Предназначен для распространения и вегетативного размножения.
Клубень (картофель) – видоизмененный побег, имеет почки (глазки) и остатки листьев (бровки).
Луковица (тюльпан, лилия, лук) имеет стебель (донце) с почками и мясистыми листьями (чешуями), в которых запасена вода и органические вещества.
Видоизмененный лист
Усики – видоизмененые части сложного листа гороха, служат для прикрепления.
Тесты
652-01. Сходство клубня картофеля с побегом липы заключается в том, что у клубня есть
А) почки
Б) запас крахмала
В) листья
Г) цветки
652-02. Луковица – видоизменённый побег, это доказывает наличие на ней
А) главного корня
Б) почек-глазков
В) подземных столонов
Г) плоского стебля – донца
652-03. Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище
А) главного корня
Б) плёнчатых чешуек
В) плоского стебля – донца
Г) механических волокон
652-04. К видоизменённым побегам относится съедобная часть
А) моркови
Б) картофеля
В) свёклы
Г) репы
652-05. Сходство клубня картофеля с побегом тополя заключается в наличии
А) почек
Б) запаса крахмала
В) листьев
Г) глазков
652-06. Корневище – это видоизменённый
А) побег
Б) клубень
В) главный корень
Г) придаточный корень
652-07. Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне
А) плёнчатых чешуек
Б) почек-глазков
В) мясистых и сочных чешуй
Г) плоского стебля – донца
652-08. Что представляет собой клубень картофеля?
А) подземный побег
Б) видоизмененный стебель
В) корневище
Г) корнеплод
652-09. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. Корневище – это орган минерального питания растений.
2. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель – донце, на нём развиваются видоизменённые листья.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
652-10. Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?
652-11. Луковица — видоизмененный побег, встречающийся у
А) лилии
Б) картофеля
В) пырея
Г) папоротника
652-12. Подземный побег можно отличить от видоизменённых корней по наличию у него
А) почек
Б) корневых волосков
В) боковых и придаточных корней
Г) запасающей ткани
652-13. Какое растение размножается с помощью луковицы?
А) тюльпан
Б) картофель
В) морковь
Г) земляника
652-14. Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?
652-15. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды и питательных веществ.
2. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки – видоизменённые листья.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
652-16. Отличаются по строению, но являются видоизменениями одного и того же органа растения
А) лист мака и стебель одуванчика
Б) корень ржи и побег кукурузы
В) клубень картофеля и плод георгина
Г) луковица тюльпана и корневище ландыша
652-17. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
А) воздушные корни
Б) корневые клубни
В) корнеплоды
Г) корни-присоски
652-18. Усики гороха посевного – это видоизменённые
А) боковые побеги
Б) листочки сложного листа
В) прилистники
Г) выросты побега
652-19. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
652-20. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
1. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
2. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны